Результаты опроса участников Всероссийского съезда учителей математики

Опрос был проведен в день открытия съезда 28 октября.
Анкета была разработана ИКИО МГУ совместно с программным комитетом съезда.

Анкета содержала блок так называемых вопросов объективных данных, на основе которых можно составить портрет участника съезда, и блок содержательных вопросов, при помощи которых мы попытались изучиь мнение респондентов по нескольким ключевым проблемам преподавания математики в нашей стране.

Итак, коллективный портрет участников съезда.

1. Практически все делегаты имеют высшее образование.

2. Педагогическое образование имеют 72,7% опрошенных,
математическое –52,7%,
инженерно-техническое или естественно-научное – 7,9%.
В результате, суммарно получается более 100%, т.к. некоторые респонденты имеют 2 и более высших образований.

3. Большинство участников съезда – 80,7% - работает в учреждениях общего среднего образования (школе, гимназии и т.д.),
2,3% - в учреждениях начального или среднего профессионального образования,
18,6% - работает в вузах.
В органах управления образованием работает 2,6% участников съезда

4. 90,7% участников съезда – учителя, преподаватели.
17,9% – руководителм, зам. руководителя учреждения, администраторы.
9.1% – методисты.

5. Почти все участники - 93,2% – преподают математику.
8,6% – преподают информатику.
2,5% – физику.
6,5% – другие предметы.
Не преподают – только 1,8% респондентов.

6. Участники съезда, в основном, имеют большой опыт работы.
Имеют стаж работы более 25 лет – 39,1%.
21-25 лет – 19,3%
11-20 лет – 32,4%
6-10 лет – 4,6%
Не более 5 лет – 3,0%

7. Половина участников съезда – 50,3% преподает в классах без углубленного изучения математики в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях
В математических классах общеобразовательных школ, лицеях, гимназий преподает – 37,3%
В математических, физико-математических школах – 10%
В сельских малокомплектных школах – 2,1%
Не работает в школе – 7.5%

Теперь о содержательных вопросах.
Участникам съезда был задан вопрос:

8. Как, по Вашему мнению, изменился статус учителя за последние 10 лет?
Большинство считает, что понизился. Так думает 71,3% опрошенных.
Считает, что статус повысился – 12,1%
Примерно столько – 11,6% – же считает, что статус остался прежним.

9. Вот коллективное мнение о целях математического образованя в школе:
На первом месте - Интеллектуальное развитие и возбуждение интереса к исследованиям.
На втором - Формирование мировоззрения и понимание законов мироздания.
Затем –
- Подготовка к будущей профессии.
- Возможность общаться и взаимодействовать с окружающими.
И только потом –
- Подготовка к поступлению вуз.

10. На вопрос о том, как за последние 10 лет изменился уровень школьного образования в стране, большинство респондентов – 69,2% - ответило, что уровень понизился.
15,4% – считает, что уровень не изменился.
10,3% – считает, что он повысился.
Затруднилось ответить на этот вопрос – 5,1%.

11. В связи с этим рассмотрим вопрос о том способствует ли ЕГЭ улучшению преподавания математики в средней школе России?
Только 17,5% считает, что способствует.
Значительное большинство – 70,1% - придерживается противоположной точки зрения.
Затруднилось ответить – 12,4%

12. Примерно такая же картина и с ответами на вопрос о том, способствует ли ЕГЭ повышению качества набора студентов в вузы?
13,5% – считает, что способствует.
73,5% – придерживается противоположной точки зрения.
Затруднилось ответить – 13%

13. Каким же должен быть статус ЕГЭ по математике по мнению участников съезда?
Вот как распределились мнения респондентов:

  • Обязательный выпускной экзамен, проводимый по нескольким параллельным уровням (например, базовому и профильному) – 35,9%
  • Обязательная часть вступительных экзаменов в вузы при условии, что вузы имеют право проводить свои дополнительные вступительные испытания – 24,9%
  • Необязательный выпускной экзамен – 17,9%
  • Считают, что ЕГЭ вообще нужно отменить – 16,3%
  • Обязательный вступительный экзамен в вузы – 15,4%
  • Обязательный выпускной экзамен – 15,2%
  • Необязательный вступительный экзамен – 8,6%
  • Затруднилось ответить на этот вопрос – 3,0%

14. Сегодня весьма актуален вопрос о новых стандартах школьного образования по математике.
Вот, что думают участники съезда о содержании, процессе подготовки и обсуждении новых стандартов школьного образования по математике

  • Ко всему, что связано с новыми стандартами, в целом положительно относится -– 14,9% респондентов.
  • Считает, что подготовленный вариант пригоден для открытого профессионального обсуждения, но оно практически не ведется – 29,4%.
  • 7,4% – уверены, что подготовленный вариант нельзя принять даже за основу.
  • Самая большая группа опрошенных считает, что прежде чем готовить стандарт, нужно обсудить и утвердить его концепцию – 41,0%.
  • Ничего не известно о новом стандарте – 6,1% участников съезда.
  • Затруднлось ответить на этот вопрос – 9,6%.

15. И последний вопрос анкеты о том, какие из разделов математики следует преподавать в школе большем, какие — в меньшем, а какие — в прежнем объеме?
По мнению участников съезда, три раздела математики Решение геометрических задач – 71,8%, Решение текстовых задач арифметическим методом – 62,2% и Задачи с параметрами – 62,5% – должны преподаваться в большем объеме.
Причем практически нет респондентов, которые бы считали, что объем преподавания Решения геометрических задач и Решение текстовых задач слишком велик и его надо уменьшить.

Относительно других предметов:
Аксиоматика геометрии
Производная и ее применение
Предел последовательности, функции
Решение уравнений, неравенств, систем
Элементы теории множеств
Элементы логики
Тригонометрия
Элементы аналитической геометрии
Элементы комбинаторики
Элементы теории вероятностей и статистики
Комплексные числа
Интеграл и его применение

Большая часть респондентов, считает, что их объем следует оставить без изменения.

Два последних раздела:
Комплексные числа и Интеграл и его применение - стоят несколько особняком. Несмотря на то, что большая часть опрошенных уверена, чо объем преподавания этих разделов нужно сохранить, примерно треть участников съезда, считает, что их нужно преподавать в меньшем объеме.
Таковы результаты опроса участников Всероссийского съезда учителей математики в МГУ.