Резолюция Всероссийского Съезда учителей математики

Скачать резолюцию (формат PDF).


Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 28–30 октября 2010 г.

Всероссийский Съезд учителей математики созван по инициативе Ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова вице-президента РАН академика В.А. Садовничего и призван возродить традиции Первого и Второго Всероссийских Съездов преподавателей математики (1911–1912 гг. и 1912–1913 гг.) и Первой Всероссийской Конференции «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков» (2000 г.).

На Съезд прибыли 1218 участников из 75 субъектов Российской Федерации и из других государств: Белоруссии, Украины, Азербайджана, Армении, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Монголии, Финляндии, Швейцарии, Сирии, Израиля, США. В работе Съезда приняли участие учителя школ, преподаватели вузов и ученые-математики, специалисты по педагогике и методике преподавания математики, руководители образовательных учреждений и представители органов управления образованием.
В адрес Съезда поступили 365 тезисов докладов, на заседаниях 5 секций Съезда заслушано в общей сложности 189 докладов и сообщений, работали 10 круглых столов. В дискуссиях высказаны различные мнения по актуальным вопросам математического образования в России.

Ректор Московского университета академик В.А. Садовничий выступил на Съезде с пленарным докладом «О математике и ее преподавании в школе», в котором он осветил историю развития математики, проанализировал тенденции развития зарубежных систем образования в сравнении с российской школой, обрисовал современные горизонты математической науки и ее приложений. Для обсуждения на Съезде докладчиком был предложен целый ряд актуальных проблем современного математического образования, включая падение интереса учащихся к математике, их ориентацию исключительно на сдачу ЕГЭ, идею всеобщей профилизации средней школы и переход на новые образовательные стандарты. Кроме того, в докладе была дана информация о программе «МГУ – школе», о деятельности Российского совета олимпиад школьников и комиссии РАН по экспертизе школьных учебников.

Все участники Съезда объединены идеей консолидации учительского и преподавательского математического сообщества на благо возрождения и развития математического образования и математической науки в России XXI века.

1. Съезд подчеркивает, что математическое образование есть:

  • важнейший и необходимый компонент развития личности, представляющий собой не только способ общения и взаимодействия с окружающими, но и основу подготовки к будущей профессии, интеллектуального и творческого развития, понимания законов мироздания;
  • стратегический ресурс инновационного развития России, что многократно доказано отечественным и всемирным историческим опытом;
  • благо, на которое имеет право каждый человек и которое Российское государство должно гарантировать каждому своему гражданину.

2. Съезд обеспокоен существенным снижением уровня математической подготовки выпускников средней школы, что ставит под удар способность России к воспроизводству высококвалифицированных кадров, ее технологическую и информационную модернизацию, наукоемкое и инновационное экономическое развитие.

3. Съезд подчеркивает, что прямое влияние на снижение качества математического образования оказывают:

  • сокращение числа часов, отводимых на изучение математики, особенно в начальной школе;
  • совмещение в ЕГЭ итоговой аттестации и вступительного испытания;
  • непосредственное использование результатов ЕГЭ при оценке работы учителя, а также недостатки при введении новой системы оплаты его труда.

4. Съезд считает важным:

  • повысить государственный статус учителя, включая улучшение условий его труда и повышение заработной платы, модернизацию системы оценки его труда и значительное упрощение системы отчетности, формирование отношения к профессии учителя как к государственной миссии;
  • рассматривать математическое образование в средней школе как важнейшую общественную и государственную функцию, которую осуществляет и отдельно взятый учитель, и все педагогическое сообщество в целом, а ответственность за исполнение которой несут государственные органы образования;
  • поддерживать и укреплять систему высшего педагогического образования, повышая качество подготовки в педагогических вузах, усиливая в них изучение школьного курса математики и соответствующую методическую подготовку.

5. Съезд считает целесообразным создание постоянно действующей Ассоциации Преподавателей Математики, задачами которой должны стать:

  • консолидация учителей и преподавателей математики, создание условий для их профессионального общения и обмена опытом;
  • активное участие в разработке и обсуждении стратегических проблем математического образования;
  • общественный мониторинг состояния математического образования в целом по стране и на местах.

С этой целью Съезд поручает Организационному комитету сформировать инициативную группу будущей Ассоциации Преподавателей Математики.

6. Съезд считает недопустимым сокращение числа часов, отводимых на изучение математики в школе, — это число, напротив, должно быть увеличено с учетом отечественных традиций и мировых тенденций математического образования.

7. В связи с введением ЕГЭ по математике Съезд:

  • выражает озабоченность тем, что перечень реально изучаемых в школах вопросов программы по математике фактически сужается только до вопросов, фигурирующих в заданиях ЕГЭ;
  • предлагает отделить в ЕГЭ итоговую аттестацию от вступительных испытаний;
  • просит Министерство образования и науки Российской Федерации принять решение об официальной публикации вариантов ЕГЭ прошлых лет;
  • считает целесообразным применять дифференцированный подход при проведении ЕГЭ по математике для различных групп выпускников;
  • считает нужным создание специальных условий (в том числе с использованием компьютера) для выполнения заданий ЕГЭ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

8. Съезд считает необходимым, чтобы при подготовке и утверждении новых образовательных Стандартов:

  • была исключена неоправданная поспешность;
  • были обеспечены широкая профессиональная экспертиза, общественное обсуждение всех вводимых стандартов и их апробация;
  • был четко обозначен и конкретизирован в виде задач минимальный объем необходимых знаний и умений учащихся, учитывающий их реальные возможности.

Съезд отмечает, что введенный в действие образовательный Стандарт начального образования нуждается в существенной доработке.

9. Съезд предлагает:

  • провести профессиональное обсуждение содержания школьного математического образования на общенациональном уровне с участием Ассоциации Преподавателей Математики;
  • сохранить изучение алгебры, геометрии и информатики как отдельных предметов с отдельными оценками в аттестате;
  • сохранить обязательный экзамен по математике в 9-м и 11-м классах, а также восстановить устный экзамен по геометрии;
  • законодательно закрепить сохранение возможности углубленного изучения математики в 8–11-х классах, включая его повышенное финансирование.

10. Съезд считает необходимым:

  • развитие сложившейся системы работы с одаренными детьми в области математики — движения энтузиастов: ученых, преподавателей вузов, учителей школ, руководителей кружков;
  • сохранение духа математических олимпиад как праздников творчества и науки;
  • создание системы государственной поддержки работы с одаренными детьми на федеральном уровне;
  • обеспечение внимательного подхода к детям с ограниченными возможностями здоровья.

11. При введении новых учебников по математике Съезд считает необходимым:

  • проведение их компетентной общественной экспертизы;
  • проведение продолжительной и массовой их апробации, предшествующей замене на них грифа «допущен» грифом «рекомендован».

Съезд отмечает большую работу по качественной экспертизе учебников математики, проделанную комиссией Российской академии наук.

12. Съезд:

  • подтверждает востребованность инициативы МГУ имени М.В. Ломоносова по проведению Всероссийских съездов учителей-предметников на регулярной основе;
  • постановляет созвать следующий Всероссийский Съезд учителей математики через 3–5 лет и поручает Организационному и Программному комитетам настоящего Съезда провести для этого необходимую подготовительную работу;
  • обращается к МГУ имени М.В. Ломоносова с предложением стать одним из координаторов всестороннего обсуждения хода модернизации школьного образования в рамках программы «МГУ — школе».

13. Съезд призывает всех математиков России принять активное участие в открытом обсуждении «Закона об образовании» и выразить свою профессиональную и гражданскую позицию.

14. Съезд обращается с предложением к Московской Городской Думе рассмотреть вопрос об увековечении в Москве памяти автора первого учебника математики России Л.Ф. Магницкого.

15. Съезд приглашает педагогические и методические издания, а также все средства массовой информации к сотрудничеству в распространении идей и документов Съезда в учительской среде, а также к обсуждению предложений по реальному позитивному реформированию отечественного математического образования.

16. Съезд поручает Организационному комитету Съезда опубликовать настоящую Резолюцию в сети Интернет и профильных изданиях, а также подготовить и издать все материалы Съезда в электронном и печатном виде.

17. Съезд поручает Организационному комитету Съезда направить настоящую Резолюцию во все образовательные учреждения России, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Администрацию Президента Российской Федерации.

Председатель Программного комитета Съезда профессор И.Н. Сергеев
Секретарь Съезда И.Ю. Самоненко