Выступление Дворковича А.В. на Всероссийском съезде учителей математики в МГУ



ДВОРКОВИЧ А.В.

Доброе утро!

Андрей Александрович сказал, что не хочет отнимать хлеб ни у кого. Меня на уроках математики учили, что даже если кто–то у кого–то отнимает хлеб, хлеба остается столько же, сколько и было вначале. И, я надеюсь, что мы, тем не менее, сегодня, не отнимая хлеб друг у друга, сможем достичь большего, чем просто сумма слагаемых наших мыслей.

Уважаемые участники съезда учителей математики! Я перед началом спросил Виктора Антоновича: съезд проводится в первый раз или является регулярным! Он сказал: не то, чтобы регулярно, но он уже проводился сто лет назад, правда, два раза. Я надеюсь все–таки, что регулярность таких собраний, таких обсуждений будет более интенсивной, если можно так выразиться. Не знаю, правильно ли я выразился с точки зрения русского языка, но с точки зрения математики хочется, чтобы частота была более высокой и чтобы мы вместе могли обсуждать те вопросы, те проблемы, которые стоят перед сообществом учителей, перед сообществом людей, которые занимаются этой замечательной наукой.

Я действительно имею отношение к математике, поскольку учился в математической школе – 444 школе в Москве. Не знаю, есть ли здесь учителя из моей любимой школы. А сын мой теперь учится в 57 школе, тоже математической, тоже в моем любимом городе. И, конечно, математика для меня очень близкий предмет. Более того, могу открыть маленький секрет. Когда я выбирал, куда поступать после окончания школы, выбор был между педагогическим институтом – я думал: не стать ли учителем математики, поскольку любимые учителя в школе были именно учителя математики – или пойти все–таки на экономический факультет МГУ, куда я и пошел, правда, на кафедру математических методов анализа экономики. То есть от математики я постарался не оторваться слишком далеко.

Главное, что мне кажется, действительно важным и что я на себе ощущаю все эти годы, – это то, что математика – я не могу сказать, что она меня воспитала, конечно, это может быть слишком сильной будет фразой, но что математика научила меня думать – это абсолютно точно. В отличие от других предметов, где все–таки приобретаются, как правило, несколько другие навыки, математика учит думать. И это качество, которое всем, кто выходит из детской жизни во взрослую жизнь, конечно, является абсолютно критическим, необходимым и важным. Для того, чтобы начать эту жизнь правильно и приобрести другие навыки, которые позволят пройти жизнь достойно и занять в жизни место, которое позволит внести существенный вклад в то, что происходит вокруг, и просто заботиться о тех людях, которые находятся вокруг – о близких, о семье. Поскольку умение думать – это качество, которое позволяет вести себя умно, вести себя логически выверенно. И логика действий в жизни, какая бы это жизнь не была, где бы человек не находился, – это очень важная составляющая поведения.

Мне кажется, мы подошли к этапу, когда многие вещи нужно переосмыслить, кроме одной, может быть не одной, но как минимум одной вещи, – важности математического образования у нас в России, важности, которую уже осознали очень многие страны. Когда приезжаешь в другие страны, в том числе ведущие страны сегодня с экономической точки зрения, с точки зрения развития науки, Соединенные Штаты Америки, европейские страны, уже и некоторые азиатские страны, все, абсолютно все говорят: Россия сильна, прежде всего, своим математическим образованием, своими математиками. Это абсолютный консенсус среди всех специалистов, работающих в самых разных сферах.

Например, об этом говорил сегодня самый, видимо, успешный бизнесмен в мире Стив Джобс президенту России, я имею в виду главу компании «Apple», когда мы были в Калифорнии. Он сказал: у вас безусловное преимущество – это качество математического образования, уровень математиков. Это была очень хорошая, серьезная похвала. Он сказал: конечно, вам не хватает другого – это умения свои знания выводить на рынок, национализировать, продавать. Действительно, этого не хватает, но база есть. И этой базой мы продолжаем пользоваться на протяжении десятилетий. Важно ее не утерять. И от вас зависит, сохранится ли эта база, сможем ли мы этот потенциал, это конкурентное преимущество сберечь и преобразовать в выгоду людей, живущих в этой стране, преобразовать в научные открытия и технологические новации, в изобретения, которые изменят мир. Это очень важная роль и важная миссия.

И конечно, в год учителя мы все говорим о том, что пока еще мы не смогли обеспечить тот уровень развития этой профессии, тот уровень престижа, которого учителя достойны, безусловно, достойны и в нашей стране и в любой другой стране. И, конечно, перед нами огромный путь, который предстоит пройти. Мне до сих пор, может это прозвучит не очень корректно по отношению к министру, который находится в зале, тем не менее, мне до сих пор стыдно, приходя в школу, слышать, что зарплата учителя довольно высокого уровня составляет, например, 6 тысяч рублей, 7 тысяч рублей. Это очень тяжелая вещь.

К сожалению, наша страна пока еще не стала богатой страной. Она богата людьми, богата многим другим, но пока еще не очень богата деньгами, к огромному сожалению. И это как раз и является следствием нашего неумения выводить знания на рынок, неумения продавать, о котором говорил Стив Джобс, которого я упоминал. У нас огромное число талантливых людей и, если мы научимся, в том числе и у наших коллег за рубежом, как эти таланты переводить в реальное богатство, материальное богатство, мы достигнем успеха. И учителя будут чувствовать себя людьми достойными в своей профессии с материальной точки зрения.

Но сегодня, я надеюсь, мы будем обсуждать не только заработные платы, все–таки главный предмет сегодняшнего обсуждения – это то, как должно развиваться преподавание математических предметов, математических наук, прежде всего, в школах. Я хотел в завершение сказать одну вещь. Мы, безусловно, будем ставить в качестве приоритета на ближайшие годы поддержку талантливых людей, поддержку талантов в целом в стране, где бы таланты не были. Сегодня мы говорим о математике, поэтому хочу сказать очень четко: математика и естественные науки будут оставаться приоритетными в этой части. Большая часть ресурсов, дополнительных ресурсов, которые будут выделяться на поддержку талантов, будет выделяться именно в эту сферу.

Я надеюсь, что вы это очень скоро заметит, что это не останется пустыми словами, пустым звуком. Это будет делаться по разным направлениям, как путем грантового финансирования, так и путем поддержки лучших образовательных программ, путем создания новых механизмов поддержки талантливых детей и молодежи. Сегодня мы обсуждаем идею, которая была подана на одном из заседаний советов, проводившихся президентом, создания президентских лицеев, и пока что наша мысль крутится вокруг формирования таких лицеев на базе лучших школ, которые специализируются в математике и естественных науках в свете привязки к нашим ведущим университетам, которые расположены в соответствующих регионах. Думаю, что это будет в ближайшее время сделано.

Кроме того, с моей точки зрения, нужно в максимальной степени использовать преимущества открытости сегодняшнего мира и преимущества тех технологий, которые уже существуют, я имею в виду дистанционное образование, возможности общения, обмена с зарубежными образовательными центрами, коллегами, которые работают за рубежом. Я надеюсь, мы будем в полной мере использовать этот потенциал как за счет того, что наши лучшие специалисты будут ездить за рубеж, так и за счет того, что мы будем приглашать сюда ваших коллег для совместной работы. Надеюсь, что ближайшие годы будут действительно очень продуктивными. Я в этом лично заинтересован, поскольку один мой сын учится в школе, второй скоро пойдет в школу, поэтому для меня это будет, наверное, самым важным пунктом в повестке дня на ближайшие, как минимум. десять лет. Поэтому я обещаю этим заниматься лично, интенсивно и больше, чем любым другим делом.

Спасибо!