Выступление Швецовой Л.И. на Всероссийском съезде учителей математики в МГУ



ШВЕЦОВА Л.И.

Дорогие учителя! Когда сидишь в президиуме и смотришь в глаза такому огромному количеству самых лучших, самых состоятельных и самых важных учителей математики, то невольно каждый из нас, конечно, вспоминает себя в роли ученика и, естественно, ловит себя на мысли, какую же роль в его жизни сыграла математика. И я в связи с этим хочу погордиться, что я в свое время имела счастье закончить первую в городе Ростове-на-Дону математическую школу № 5. Я убеждена, что кто-то из учителей этой школы здесь обязательно присутствует, и я благодарна на всю жизнь за то. что именно в этой школе меня научили думать, научили анализировать. научили никогда не останавливаться на тех знаниях, которые ты получил. Потому что первый урок математики, который проводили в этой школе для нас, был связан с тем, что нам показали, что чем больше ты знаешь, тем больше твое соприкосновение с плоскостью неизвестного, а, значит, ты ощущаешь, что ты много не знаешь все больше и больше. И поэтому я думаю, что из математических школ, хороших педагогов математики в жизнь выходят люди разные, приобретают разные профессии, работают в разных сферах, но математика дает возможность каждому их них, кто к этому предмету относился уважительно, учиться в жизни не просто мыслить, но и предусматривать все ограничения, которые возникают в жизни, предусматривать все обстоятельства, которые влияют на принятие тех или иных решений. И мне сегодня очень приятно, что в стране у нас такое серьезное отношение к развитию математического образования.

Здесь в зале присутствует огромное количество учителей из города Москвы, это счастье, что такой съезд проходит в нашем городе и поэтому почти 500 человек в зале это учителя нашего города. В Москве у нас сложилась целая система организации математического образования: и в специализированных школах, и обычных школах, и других учреждениях образования. И мы считаем, что развитие математического образования это тот фактор, который должен существенно повилять, вообще, на развитие образования в целом.
Это происходит не только потому, что у нас Департамент возглавляет учитель математики, даже уполномоченный по правам ребенка, он тоже учитель математики, причем хороший учитель математики, который пишет книги, по которым учатся сегодня У нас в Москве 19 лицеев с математическим профилем и среди них есть такие известные в стране, как Центр образования № 57, Вторая школа, Гимназия на Юго-Западе столицы. Конечно же, школе интернат имени Андрея Николаевича Колмогорова. У нас есть не только элитные школы, в которые трудно поступить и каждый раз, когда идет набор в эти школы, нам приходится терпеть огромное количество всяких писем и недовольства людей, которые не сумели устроить своих детей в эти школы. Это наша проблема, но в то же время это и наша гордость, что есть школы, в которые стремятся и которые славятся своим очень высоким уровнем образования.

Но тем не менее мы развиваем и математические школы в округах. У нас есть 500 школ, которые реализуют такие активные математические программы. Среди школ, которые я хотела бы похвалить, я могу назвать, например, 207 школу в Бутово, это на окраине Москвы, где тоже дают очень хорошее математическое образование.
Я хочу поблагодарить Андрея Александровича Фурсенко за то, что он не допустил, чтобы экзамен по математике ушел из принципов оценки качества образования наших учащихся. Потому что было много пожеланий, писем от родителей, что дети гуманитарные и им не нужна математика, не надо мучиться, напрягать свою голову изучением математических наук. И были предложения убрать этот экзамен.

Андрей Александрович сделал все, чтобы этот экзамен был сохранен. И мы считаем, что это правильно. Потому что это формирует умственную интеллектуальную деятельность человека, это помогает ему, даже если ему очень и очень трудно.

Я не буду говорить о результатах наших москвичей в едином государственном экзамене, они вполне приличные, хорошие, здесь есть чем гордиться. Но я хотела бы сказать еще об одном.

Не было бы у нас в городе такого серьезного математического образования, если бы мы не взаимодействовали с нашими высшими учебными заведениями. Здесь я особо хотела бы сказать о Викторе Антоновиче Садовничем, который был инициатором образования в 1995 году Московского центра непрерывного математического образования, который саккумулировал весь опыт и Российский и позволил нам в Москве существенно поднять уровень всей этой работы.

Я не могу не вспомнить академика Владимира Игоревича Арнольда, который каждое лето на две недели уезжал со школьниками на Волгу и в летних лагерях читал лекции, решал задачи с ними. К сожалению, его сейчас нет, мы будем помнить эту его подвижническую и очень серьезную работу, связанную со школой.

Я не могу не сказать и о том, как существенно повлияли на организацию математического образования внедренные интернет-ресурсы, в работе в первую очередь с одаренными детьми. Свыше 50 тысяч учащихся и школьников из разных регионов Российской Федерации участвуют в работе наших интернет-ресурсов. А ресурсы по подготовке к ЕГЭ, которые были созданы здесь же, они используются тоже во всей России, мы знаем, что до миллиона пользователей уже есть на этом интернет-ресурсе.

Конечно, я не могу сегодня не вспомнить, тем более находясь в Московском государственном университете, еще об одном человеке, имя которого и в математике и в том числе в преподавании математики считается очень и очень важным и уважаемым. Это, конечно, Сергей Михайлович Никольский, которому мне было поручено, я с большой радостью и честью это сделала, в его столетний юбилей вручить награду города самую высокую награду, которая называется "Легенда века". Легендой века стал математик и не просто математик, а человек, который писал учебники для наших школ. Кстати, по этим учебникам до сих пор в городе у нас обучаются в большом количестве школ.

И, конечно, я не могу не обрадоваться, потому что это свежая наша радость, что учитель математики директор школы Михаил Ильич Случ, наш москвич, стал победителем конкурса "Учитель года" в этом году. И вообще математики на конкурсах "Учитель года" каждый год как-то по-особому себя показывают. Значит они представляют элиту нашего образовательного сообщества. Я хочу и Наташу Никифорову из Магнитогорска поприветствовать и Аню Михет, которые сидят в президиуме, потому что это лучшие наши, в то же время еще очень молодые учителя математики, а значит у нас у педагогов математики и математического образования в стране будущее.

Дорогие математики! Низкий поклон вам за вашу замечательную работу, за то, что вы формируете то самое важное и самое главное, что должно быть в образовании у наших ребят.

И еще об одном я хочу сказать. Сегодня вспоминали о том, какое великое значение в пятидесятые годы придавали в Америке развитию их математического образования. Они и сейчас очень много заботятся об этом. Но я хочу вспомнить один сюжет, который носит для меня очень патриотический смысл. В 1957 году, когда был запущен Первый искусственный Спутник Земли Эйзенхауэр принял решение о том, чтобы направить спецов и посмотреть, как в Советском Союзе организовано образование и в первую очередь математическое, физическое и т.д. Так что в совершенствовании их образования заложен и наш замечательный опыт, который был не только в те годы, которое и в наше современное время развивается, совершенствуется, в том числе при вашем самом активном участии.

Успехов вам!