Выступление Случа М.И. на Всероссийском съезде учителей математики в МГУ



СЛУЧ М.И.

Уважаемые коллеги! Для меня особая честь приветствовать как учителю учителей на их cъезде, учителей математики. И я тоже позволю себе в качестве приветствия сказать несколько слов. Предыдущие ораторы уже достаточно описали поле математической культуры, которое буквально пронизывает все области жизни. Видимо, к этому уже сложно что-то прибавить.

Действительно и для всех присутствующих и для очень многих людей, стоящих вне математики, математика является центральной стержневой дисциплиной. И от того, каким образом математика как наука, математика прежде всего, как учебная дисциплина сможет ответить на вызовы современности, зависит, видимо, не только от развития математики как учебной дисциплины, но и вообще нашей школы, может быть науки, общества в широком смысле этого слова.

Как учитель я могу сказать, что за 20 лет, которые я работа в школе, математическое образование и взгляд на математику претерпел очень серьезные изменения. И сейчас можно говорить о том, что действительно возвращается интерес к математике как к науке, вообще интерес к естествознанию. Я думаю вы прекрасно помните годы, когда наше образование скорее тендировало к некоторой гуманитаризации. Я думаю вы отлично помните и эти дети по-прежнему учатся у нас, дети и родители, делающие совершенно прагматический выбор, которые ищут путей, приводящих к максимально быстрым, карьерным, финансовым эффектам. Но действительно сейчас, даже за рамками физико-математических классов, возвращается интерес к математике как к некоторой фундаментальной науке. Вообще интерес к естествознанию. Мне кажется существует серьезный вопрос, который выходит далеко за рамки этого Съезда, вопрос о том, каким образом этот интерес, пройдя через годы обучения в школе, через годы обучения в университете, потом будет поддержан жизнью.

Каким образом в стране будет создана инфраструктура действительного серьезного научного исследования, действительно инновационной экономики, куда эти молодые люди, которые интересуются математикой, смогут вернуться. Конечно, этот вопрос невозможно решить, ответить на этот вопрос в этой аудитории, но, может, быть от ответа на него зависит во многом и развитие школьной математики. Мы должны понимать, что развитие математики, прежде всего, как математики элитной, элитарной, как математики, живущей в рамках математических школ. В то время, как математика, кажется мне, является действительно очень важной и свидетельство тому этот съезд, фундаментальной наукой, необходимой для всех.

И здесь, если мы смотрим на реальную ситуацию, то видим, как учителя математики, мы должны сказать, что все совсем не так просто. И те результаты единого государственного экзамена, как бы мы к ним не относились, показывают, что проблемы и большие пробелы в математическом образовании наших учеников мы фиксируем в областях, которые даже к высшей математике не относятся. Это уровень 5–6 класса, проценты, пропорции, обыкновенные дроби. Я думаю, все эти вещи не нужно сейчас перечислять. И в этом смысле перед учителем математики и может быть в известной степени и перед этим съездом стоит очень серьезный вопрос: как продвинуть математическое образование не только в избранных физико–математических классах, но и в контексте общеобразовательной школы. И для меня это важно, потому что я являюсь учителем именно общеобразовательной школы.

Каким образом учитель, работающий в школе, может быть вооружен очень широким спектром инструментов, позволяющих ему работать как с одаренными детьми, потому что сегодня очень важно, наряду со специализированными физико–математическими школами (а я являюсь выпускником 57 школы, и в отличие от Аркадия Владимировича, который учился в 444 школе, там преподавал мой отец, в известном смысле все наоборот), несмотря на ту огромную роль, которую эти школы играют в математическом образовании, в воспитании научной элиты, все–таки ключевой вопрос: каким образом способные дети смогут получать достойное образование в рамках обычных общеобразовательных школ и каким образом слабые ученики смогут не потерять интерес к математике, смогут не остановиться где–то на очень промежуточном уровне именно в рамках массовой школы.

И совершенно не предрекая характер будущих обсуждений, я хотел сказать о некоторых вещах, которые в этой связи мне кажутся важными.

Первое. Мне кажется, очень важно вернуть математике присущий ей – это, может быть, немножко странно звучит – экспериментальный характер. Математика, конечно, совсем не является наукой схоластической, наукой, в которой ученики должны выучивать только формулы. В той мере, в которой ученик сможет – я имею в виду сейчас не ученика математической школы, а самого обычного ученика – что–то исследовать, что–то обнаружить, ровно в той мере этот ученик способен освоить какие–то ключевые понятия.

Еще один важный момент. Математика – это очень важно – осталась наукой деятельной, чтобы те задачи, которые возникают в ее контексте, возникали бы, как это странно не звучит, из жизни.

Третий момент. И очень важно, чтобы математика, как дисциплина задач, вернулась к математике, как дисциплине проблем, чтобы в рамках школьного образования мы обсуждали с учениками не только технические аспекты преобразования алгебраических выражений, но и те проблемы, из которых эти вещи возникают.

И последнее, что я хотел бы сказать. Конечно, сейчас очень много говорят о том, в какой мере программа по математике является сложной, перегруженной для учеников и т.д. Но, тем не менее, важно зафиксировать, что математика – это развивающаяся наука и наши ученики, выпускники школ сталкиваются с математикой именно как с наукой в ее самых передовых достижениях. И в этом смысле, мне кажется, очень важно – и может быть это тоже одна из задач этого съезда – подойти к обновлению содержания математического образования не в смысле его упрощения, а в смысле наоборот, включения в него действительно серьезных проблем, интересных для широких кругов учеников, достижений математической мысли.

Вот, описав этот для меня очень сложный комплекс задач, я еще раз хочу поблагодарить оргкомитет за возможность выступить с этой трибуны и пожелать всем участникам съезда плодотворной работы.

Спасибо!